TourBro - новостной портал о туризме

Будут ли изменения в работе сайта Booking

По словам экспертов, на Booking приходится до 75% продаж услуг отелей и гостиниц в российском сегменте. Но не все так хорошо: на Booking жалуются как конкуренты, недовольные методами продаж агрегатора, так и сами отельеры, которым не нравятся ограничения в политике ценообразования. Недавно компанией Booking заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В итоге компания Booking в конце августа текущего года получила штраф в размере 17.5 млн. долларов за злоупотребление своим положением на рынке гостиничных услуг. 

Специалисты ФАС пришли к выводу, что компания Booking принуждала владельцев хостелов, отелей и гостиниц к определенным условиям договора: объекты размещения не имели права выставлять на других площадках цену ниже, чем на агрегаторе Booking. 

Это не первый случай, когда ФАС проверяет Booking. В октябре прошлого года ФАС уже заявляла Booking о недопустимости навязывания отелям и гостиницам своих условий о паритете цен, однако тогда никакого ответа от Booking не последовало: заявление ФАС было проигнорировано. Дело против монопольного поведения компании было открыто еще в 2019 году. Инициатором дела выступила организация «Опора России». 

Представители Booking заявили о своем намерении оспорить штраф. Но вот российский суд пока на стороне ФАС: на днях московский Арбитражный суд отклонил иск Booking о признании решения ФАС незаконным. 

На территории европейских стран доля Booking в секторе гостиничных услуг составляет всего 13 процентов. Однако в России ситуация обратная: Booking по сути является монополистом, диктующим свои правила игры. Поведение Booking в России сильно отличается от поведения компании в Европе: по европейскому законодательству нельзя навязывать отельерам удобную агрегатору ценовую политику. И компания Booking смирилась с таким положением дел. Однако в России подобных условий не выдвигалось, потому Booking использует свое господствующее положение на рынке сполна. 

Неприятные прецеденты были и в других странах: в Турции суд вынес постановление о прекращении деятельности Booking из-за монопольной позиции компании. 

Штраф, выписанный ФАС, не единственный для агрегатора. В странах ЕС компания Booking попала на штраф в размере 475 тысяч евро. Причиной стал тот факт, что сотрудники компании не сообщили оперативно о случившейся утечке информации. 

Сайт Booking.com был оштрафован и в Англии. Причина — манипулирование действиями посетителей сайта. Сайт предоставлял туристу неверную информацию о количестве оставшихся в отеле или гостинице номеров. И это не единственный пример манипулирования: зачастую сайт создавал искусственный интерес вокруг объекта, показывая число посетителей, которые в данный момент смотрят его. Тем самым у посетителя сайта складывалось впечатление, что номер с минуты на минуты заберут и нужно как можно быстрее оформить бронирование. Вместо поиска объекта размещения на других агрегаторах посетитель принимал поспешное решение о бронировании. 

Российское законодательство не предусматривает наказания за перечисленные уловки, поэтому Booking активно ими пользуется в отношении посетителей из России. 

В свою очередь российские отельеры сообщают о высоких комиссиях, которые берет Booking. Так как данный агрегатор занимает доминирующее положение на отечественном рынке, он берет с отелей и гостиниц комиссию в размере до 25 процентов за каждое бронирование. 

Причем комиссия может быть еще больше: если владелец отеля или гостиницы желает, чтобы его объект размещения выдавался на первых позициях поиска — в ТОПе. Поэтому первые четыре страницы объектов размещения, которые посетитель видит на сайте — это те отели, которые готовы вкладывать средства в свое продвижение, оплачивая большую комиссию. Данный поиск не отражает степень популярности у туристов. 

Больше всего зависят от Booking городские отели. Отели и гостиницы, расположенные в курортной местности, не демонстрируют сильной зависимости: они получают туристов за счет туроператоров и турагентов. Более того, определенная часть подобных курортных отелей вообще отказывается от сотрудничества с Booking во время высокого туристического сезона. Этому есть несколько объяснений. Booking, желая привлечь покупателей, предлагает весьма гибкие условия бронирования: с отменой бронирования в любой удобный момент и оплатой по факту заселения. Понятное дело, что отелям такие условия не нравятся. Кроме того, турист может забронировать на Booking пару ночей, а потом отправиться в другую точку отдыха, в то время как отель из-за нескольких ночей теряет пакетного туриста с длительным проживанием. 

Больше всего нуждаются в Booking небольшие отели. Эксперты отмечают, что у таких отелей абсолютно все заказы идут от Booking, в то время как у сетевых отелей доля продаж через Booking незначительна. 

К примеру, крупные брендовые отели получают через Booking 30 процентов от общего числа заказов. После пандемии доля подобных заказов несколько выросла, но все равно не является доминирующей. 

Участники туристического рынка не забывают и о плюсах агрегатора Booking. Сайт очень понятный и приятный для российского пользователя. Недаром компания всю полученную прибыль за три года вливала обратно в проект. Грандиозная рекламная компания — ключевая причина такой популярности у потребителей. Даже коронавирус не заставил Booking отказаться от больших бюджетов на маркетинг: за первое полугодие 2021 года компания потратила более 1.5 млрд. долларов на рекламу. В прошлом году траты за аналогичный отрезок времени составили 1.1 млрд. долларов. 

Хотя и в России, и в Европе есть много хороших систем бронирования гостиничных услуг, ни одна их них не может похвастаться подобными тратами на рекламу. 

Эксперты считают, что препирательства с ФАС не окажут сильного влияния на положение дел. Для многих российских отелей Booking — основной поставщик заказов, поэтому компания точно не потеряет своих позиций на туристическом рынке.

По поводу дальнейшего развития событий эксперты не дают четких прогнозов.  Booking может оплатить выставленный ей штраф и на этом все и закончится. Возможно, ФАС решит довести дело до конца: тогда агрегатору придется идти на компромиссы.